Арбитражные
управляющие
Сибири
Реклама
 
Можно ли привлечь отстраненного ликвидатора предприятия-банкрота к субсидиарной ответственности по обязательствам должника Печать
Автор Ларичкин Валерий Юрьевич   
21.07.2011 г.
Продолжая разбираться в вопросах привлечения недобросовестных руководителей предприятий-банкротов к субсидиарной ответственности есть необходимость разобраться в том, является ликвидатор должника тем лицом, которое может быть привлечено к субсидиарной ответственности.
    Помимо случаев возможности привлечения ликвидатора к субсидиарной ответственности, предусмотренных ст.226 Закона о банкротстве, есть необходимость понять, а является ли ликвидатор тем руководителем, который может ответить за неисполнение своих обязанностей по п.5 ст.10 Закона.

    На настоящий момент распространена схема уклонения от уплате кредиторской задолженности в форме выхода предприятия-должника в предварительную стадию добровольной ликвидации с последующей «потерей» правоустанавливающих документов должника и переходом в стадию конкурсного производства. В этой связи присутствует мнение, что ликвидатор не может являться тем лицом, которое отвечает за непередачу конкурсному управляющему документации должника для формирования конкурсной массы. Однако такая логика кажется неправильной, а отчасти даже порочной, позволяющей недобросовестным должника не оплачивать свои счета.

    Так, отказывая в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности ликвидатора в рамках дела №А22-2333/2009, арбитражный суд первой инстанции посчитал, что ликвидатор должника не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам должника по основаниям, предусмотренным п.5 ст.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №127- ФЗ, т.к. он не является руководителем должника.

    Однако указанный вывод противоречит ст.62, 63 ГК РФ и ст.21, 22 ФЗ «Об акционерных обществах». Так, в соответствии с п.3 ст.62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В соответствии с п.1, 2, 3 ст.63 ГК РФ, ст.22 ФЗ «Об акционерных обществах»:
   - ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица;
    - после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения;
    - если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При этом следует отметить, что ГК РФ не делает различия между ликвидационной комиссией и ликвидатором (абз.2 п.2 ст.62 ГК РФ).

Исходя из анализа приведенных выше норм права следует вывод, что именно ликвидационная комиссия (ликвидатор) выполняет управленческо-распорядительные функции юридического лица после ее утверждения и является тем органом управления ликвидируемого должника, который осуществляет получение (взыскание) дебиторской задолженности должника, реализацию его имущества для расчетов с кредиторами, составление промежуточного ликвидационного баланса должника с указанием сведений о составе имущества должника. Без первичной документации должника, подтверждающей натурально-вещественный и стоимостный состав имущества должника, осуществление функций ликвидационной комиссии (ликвидатора) невозможно.

    Таким образом, приняв на себя обязанности ликвидатора, ликвидатор обязан принять от бывшего руководителя имущество должника и первичную документацию должника для исполнения возложенных на него обязанностей в соответствии с нормами ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах». Указанный вывод подтверждается п.12 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000г. №50). Особенность правового статуса ликвидатора юридического лица именно как руководителя юридического лица нашла свое отражение в Федеральном законе №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .

    Так в соответствии со ст. 2 Федерального закона №127-ФЗ в целях указанного закона под руководителем должника понимается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

     Таким образом, в силу комплексного и буквального толкования норм Гражданского кодекса РФ, Федерального закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ликвидатор юридического лица является руководителем этого юридического лица и подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в случае наличия оснований, предусмотренных Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

     К сожалению, сложившейся судебной практики, касающейся рассматриваемого вопроса, нет. Остается только надеяться, что коллеги-арбитражные управляющие, в работе которых возникнет такого рода проблема, воспользуются доводами, приведенными в настоящей статье. И со временем еще одной брешью в Законе о банкротстве станет меньше.

 

Арбитражный управляющий
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
Сопровождение налоговых проверок, налоговые споры. тел. (383) 276-90-30, 271-04-86Журнал Арбитражный управляющийВедение бухгалтерского учета,  восстановление бухгалтерского учета Регистрация, ликвидация предприятий, ИП (383) 271-84-06
 
 

«Арбитражные управляющие Сибири» - справочный ресурс о практике применения закона о банкротстве, о методах банкротства предприятий и арбитражного управления.

© 2022 ARBITR-NSK.RU